14 дек. 2016 г.

Снова про раздел лицензий

Моя идея о реструктуризации школы позволяет решить даже необычные идеи без особых издержек и в рамках закона. И при этом провести полезные реформы.

  1. Вводя раздельное лицензирование зданий (для ведения образовательной деятельности) и собственно образовательных организаций (без их обременения хозяйственными и остальными обязательствами по жизнеобеспечению), можно оставить все функции, кроме образования, муниципалитетам. Пусть обеспечивают и контролируют, как обычно, и туда федералы вмешиваться не будут, как и сейчас. И это будет их муниципальная забота за их средства.

    Возможность вести образовательную деятельность на основании лицензирования образовательной программы позволяет сформировать широкий спектр чисто образовательных организаций, которыми можно управлять на уровне лицензирования. Как я и писал, такая структура управления образованием позволяет развивать разные модели взаимодействия на основе 3-х базовых:

    • одно здание– одна программа
    • одно здание– несколько программ («бизнес-центр»)
    • несколько зданий– одна программа («сетевая школа»)

    То, что высказывает министр, идеально ложится в масштабную сетевую школу. Под ее чутким руководством на основании супер-научных образовательных программ может быть создана огромная сетевая образовательная организация, которая будет реализовывать правильный федерально выстроенный централизованный образовательный процесс. И эта организация при столь авторитетной поддержке, конечно, будет наиболее массовой. Но это не исключает возможность других программ, которые заслуживают лицензирования и реализации. Таким образом, остается пространство для творческих педагогических команд с востребованными программами без излишней заорганизованности в рамках действующего закона. По мере получения результатов, можно, ничего принципиально не меняя, управлять поддержкой разных программ.

  2. Хорошо бы еще целевые деньги на собственно образование выделять родителям по логике материнского капитала или образовательного ваучера через вводимую систему Контингент прямиком из федеральных ресурсов: это и зависимость от местных властей закономерно перенесет на федеральное министерство, и уравняет возможности по зарплатам учителей, и вовлечет родителей в процесс ответственного выбора образовательной программы. Естественно, чтобы эти деньги могли расходоваться исключительно на образование. Например, выделять не сами деньги, а учебные часы, чтобы конвертацию часов в деньги по установленным правилам могли производить только лицензированные образовательные организации, которые эти часы реализуют.

  3. Независимость от образовательных властей и оперативный надежный контроль за результатами может обеспечить сеть независимых центров оценки и квалификации. Процесс их создания уже давно идет, но здесь они очень органично встают в схему общей единой образовательной структуры. И тогда любые программы могут через эти центры приводиться к общему знаменателю по результатам, которые могут ложиться в копилку федеральной системы Контингент.

PS. Неожиданное уточнение, возможно, облегчающее реализацию.

P4S 21.1.2021 Ролик-доклад на конференции

PPS после смены правительства 2020. Снес вводный фрагмент вниз как потерявший актуальность, но сохраненный для истории.

P3S (из обсуждения в facebook как грубая прикидка «кто кому платит»).

  • Команде учителей родители несут государственные сертификаты/ваучеры на погашение того объема часов, который хотят получить. Часы гасятся из федерального бюджета по любой схеме.
  • Бюджет на здание выделяет местная власть, сколько хочет. По минимуму, чтобы поддерживать в «холодном состоянии». Какую-то нормативную часть добавляет за используемые ученико-часы команда учителей из средств, приходящихся им из сертификатов/ваучеров.

Это создает единственный конфликтный узел между хозяином здания и арендующей командой учителей:

  • хозяину нужно максимально эффективно перевести ресурсы здания в ученико-часы,
  • команде учителей нужно за минимальные средства максимально использовать ресурсы здания.

Обе команды кровно заинтересованы в ученико-часах. Это их объединяет, ибо иных доходов у них нет. Но хозяина здания содержание часов не волнует, тогда как для учителей это реализация их обязательств перед родителями и учениками.

Если команда учителей не слишком эффективно использует ресурсы здания, хозяин может на свободную часть ресурсов здания нанять дополнительно других арендаторов-учителей. Тогда на одном здании будут работать 2-3-4 команды учителей. Разруливать их будет хозяин. Нюансов много, поскольку схема непривычна, но детализировать на этом уровне обсуждения нет смысла. Когда и если вопрос встанет всерьез, можно будет углубиться.


По итогам интервью министра образования АиФ и откликов на него экспертов, появилась неожиданная мысль: удивительным образом получается так, что прошлые реформаторские составы министерства вряд ли согласились бы реализовать мою идею реструктуризации, а высказанные идеи нового министра, которую некоторые эксперты относят к консерваторам и даже контрреволюционерам образования, открывает этой идее окно возможности.

Я о тезисе министра о централизации управления образованием на федеральном уровне:

«Что касается школ, то дейст­вительно, управление ими в 90-е было передано в регионы. Сейчас у нас появилась возможность выстроить более жёсткую вертикаль власти. Тогда мы сможем не просто рассматривать заработную плату или что-то там рекомендовать школам в плане образования, учебников и т. д., но и спрашивать с них. И это на самом деле первая наша задача. »

Закон «Об образовании в РФ» предусматривает довольно жесткое распределение полномочий по уровням управления. Границы ответственности школ в жизни давно не выдерживаются, но между федеральной и региональной властью все очень ревностно было пока. Чтобы эту границу снести, нужно или закон кардинально менять, или подтягивать тяжелую политическую артиллерию. Не думаю, что политические полководцы на это готовы– мне показалось, что они-то поставили задачу снять накал страстей вокруг образования. Это давно актуальная задача, которая пока решалась новым министром очень неплохо. Ее подход вызывает настороженность у ряда экспертов, но сколько экспертов и сколько возбужденных предыдущими реформами людей? Успокоить большие массы сложнее, чем удовлетворить несколько капризных экспертов. Потерпят.

Правда, в готовность к ваучерной революции нового министра я слабо верю– но это уже не так обязательно. К ваучерной революции существенно ближе Дональд Трамп и его министр образования Betsy DeVos.

Комментариев нет: