9 авг. 2016 г.

Agile-спецы, говоришь? Хе!?

Довелось насладиться услугами современных супер-спецов в супер-современной ИТ. И очень этот опыт перекликается с разговорами об ускорении прогресса и переходе на гибкие технологии управления бизнесом. Не по старинке– с железобетонными ТЗ–графиками–приемками–замечаниями– доработками..., а на раз-два-три– и все счастливы.

Подвернулся повод освоить электронную подпись. Не так, чтобы очень надо, но раньше совсем поводов не было, а тут для регистрации в реестре итоговый текст пожелали получить с ЭП.

Задача были изначально вне майнстрима: как человек «яблочный», мне подпись нужна на Маке или на планшете, а наши криптоманы, несмотря на импортозамещение, устойчиво все творят под Винду. Но последние годы сподобились и утверждают, что их решения фанатов «яблок» тоже должны удовлетворить. Эти истории тянутся давно, но в сети найти что-то вменяемое и удобное сложно.

Начал с выбора удостоверяющего центра– их полно, но ничего внятного на сайтах нет. Поизучал сеть– кругом два производителя: Active (rutoken) и Aladdin (eToken, JaCarta). Оба бьются в грудь, что поддерживают «яблоки». У меня особых задач нет– на попробовать логично взять что-то попроще и подешевле.

Из всех на первом месте выделяется Национальный удостоверяющий центр (НУЦ): дескать, «самые первые получили право, давно на рынке, самые надежные и крутые, наши специалисты вам всегда помогут». Ну, думаю, свяжусь с ними, хотя на их сайте тоже все про Винду. Для надежности посылаю запрос: дескать, мне надо файлы подписывать на Маке, ну, и госуслуги, раз уж такое дело. А еще неплохо бы и для планшета. Отвечают: про Маки не знаем, а для планшета надо бы– и называют беспроводную штуковину за 5 тыр, когда все остальное 1-2 стоит. Странно и обидно, что самые крутые не знают всех возможностей продаваемого продукта, но уже загорелся попробовать.

Если забыть о лакунах в свойствах продукта, все фантастически удобно организовано: я все дома заполнил-распечатал-подписал (обычной ручкой), пришел на место взял чек из автомата на входе, посидел на стульчике посмотрел их рекламу (познавательно) пока на табло не загорелся мой номер, зашел оперативно все оформил. А рутокен нужно покупать отдельно. Можно? Можно– оформили: и ушел с бумагами-рутокеном. Сказка-сервис!

Пришел домой начал разбираться. Началось с того, что при замене форм-фактора (я хотел мини, чтобы не торчало далеко из компа)– оказалось, что мини младшей модели, а не объявленной– это означало, что мне потребовалось ставить дополнительный драйвер. Мало того, с меня за нее содрали почти в 1,5 раза дороже ценника производителя. Серфить сеть пришлось весь день. Скачал-установил, из форумов полезные трюки применил– рутокен схватился. Ща, думаю, что-то подпишу. Ага: графического интерфейса нет– только из командной строки, в которой еще разобраться надо. Я, конечно, знаком с таким способом работы, но времени такое освоение требует немерянно. Ищу, что-то менее архаичное– есть браузерные плагины, но они работают со старшими моделями. Уже заполночь нашел на сайте производителя табличку, что эти модели ЭП не поддерживают. Они только шифруют, а софт его превращает в подпись. Но софта нет, если не считать командную строку.

Почесал репу поутру и решил, что нужно сдать этот рутокен и купить тот, на который в сети ссылаются, благо он стоит чуть дороже, чем с меня содрали. Есть же закон о потребителе?! Пришел. Думал, доплатить всегда лучше. Пока ждал, увидел в рекламном ролике увлекательный рассказ о спецпродукте для планшета. Ну, думаю, если цена не заоблачная, это вариант: для iOS точно должно быть все удобно.

  • Нет, оказывается: это разрекламированное приложение у них не продается и нет нужной мне модели железки.
  • Тогда, говорю, забирайте, я куплю в другом месте и у вас потом запишу.
  • Опять нет: они с ней даже работать не могут! Спецы экстра класса!
  • Тогда, спрашиваю, могу я ваш сертификат записать там, у кого есть нужная мне железка?
  • Опять нет, потому что она уже сюда записана и мы не можем железку просто так забрать– нужно отзывать сертификат
  • ОК, говорю– я его отзываю. Возвертайте деньги.
  • Щас, говорят: за железку вернем, а услуга Вам уже оказана и Вы ее подписали. Может, как нибудь приспособитесь? На Винде точно работает!

Такое зло взяло: не столько деньги жалко, сколько обидно за такую нежную заботу, казалось бы, коллег, работающих на переднем крае внедрения ИТ в быт. Получите своей железкой.

Так что, кому прекрасный сервис на переднем крае электронной подписи, милости прошу в первый и самый надежный Национальный Удостоверяющий Центр! Я с подписью со временем разберусь, но уже без них: состав комплекта за оставленные там 1200 уже ясен– теперь проще будет.

PS.Кто ищет... Лисси нам поможет!

Комментариев нет: