28 февр. 2013 г.

О бизнесе ЭЖ

Заметки продиктованы очередным победным релизом Дневник.ру– на сей раз в «Ведомости. Карьера».

Феномен продвижения Дневник.ру меня давно занимает, т.к. никаких особых технологических или методических преимуществ относительно других аналогичных решений я не вижу. Что, безусловно, их выделяет – хрестоматийность ведения бизнеса по западным учебникам для startup.

Все зависит от того, что считать успехом.

Душещипательные истории о своем пути в бизнес может рассказать практически любой руководитель. Полагаю, если любого из нас начнут расспрашивать о нашем жизненном пути, каждый сумеет тронуть чуткую душу читателя. Если же это нужно для благоприятного имиджа компании в целях популяризации бизнеса- success story, life story,- то и вовсе вопросов нет: сюжет станет достоен руки Марка Твена, Джека Лондона ... кому кто больше нравится.

  • Успех с позиции startup – когда в тебя вкладывают деньги. В этом смысле Дневник, безусловно, успешен.
  • Успех с позиции бизнеса – когда у тебя есть прибыль от продаж и заметный охват рынка. Тут уже сложнее, т.к. прибыли у Дневника нет – есть вложения инвесторов (см. выше), - но есть заметная доля рынка.
  • Успех с позиции технологии – когда твое решение выгодно отличается от других и поэтому захватывает рынок. Тут тоже большой вопрос: доля Дневника на рынке захвачена из-за преимуществ технологии или за счет некоммерческих рычагов, коли прибыли нет?

Про одного из названых в статье конкурентов – ИРтех (NetSchool) – сказано, что у них есть прибыль и что она росла, хотя есть на рынке бесплатные для заказчика решения Дневник и Барс. На самом деле, решений намного больше, но для Дневника значение имеют только те, которые занимают заметную долю рынка. Это тоже немаловажный штрих к портрету!

Из названной в статье тройки конкурентов, только ИРтех играет в свою игру за счет качества продукта: оба его конкурента продвигаются, главным образом, за счет административного ресурса. При наличии административных рычагов, вложения в развитие компаний, подобных Дневник и Барс, позволяют их возвращать за счет бюджета.

Я точно знаю, что в Москве решение Дневник было выбрано абсолютно волюнтаристским решением руководства Департамента ИТ Москвы, хотя на смотре электронных журналов были продемонстрированы не менее конструктивные варианты, в том числе:

  • учитывающий гораздо больше систем оценивания, чем умеет Дневник,
  • готовое и работающее решение, в котором уже на тот момент было зарегистрировано более трети школ Москвы

Кроме того, было известно решение Департамента образования Москвы о праве школ самостоятельно выбирать вариант электронного журнала.

Я знаю школы в других регионах, которые формально числятся в Дневник, но реально работают в других системах.

Рынок ИТ в образовании предельно вертикальный, работающий на бюджетных ресурсах, а не на полезных качествах для школ и родителей. Практика централизованного распределения ресурсов лишает школы возможности самостоятельно выбирать нужные им продукты, а разработчиков сталкивает в конкурентной борьбе за принимающего решение чиновника, которого качество продукта волнует далеко не всегда. К тому же, уровень ИТ-компетенции чиновника часто оставляет желать лучшего, зато позволяет имеющим к ним доступ игрокам грамотно строить свою «маркетинговую политику».

Бизнес-модель получения доходов на SMS не оправдалась. Доход на рекламе - тоже сомнительная идея, т.к. она законодательно запрещена в тетрадях и учебниках. Насколько этот запрет распространяется на электронные версии, науке неизвестно: когда и если появится иск от родителей, тогда узнаем.

Сегодня расчет в бизнес-модели продуктов для образования делается на то, чтобы, удерживая максимально широкую долю рынка, получать доход от дополнительных сервисов, привязываемых к электронному журналу/ дневнику: питании, проходах через турникеты (довольно глупая новая мода), видеонаблюдении и др. Но, в любом случае, на бюджетных ресурсах.

Напоследок, по существу разрекламированной технологии.

Я категорический противник решений, подобных Дневник:

  • единое на всех
  • «облачное» (данные хранятся и обрабатываются вне школы)
Хотя следует с сожалением признать, что это безусловный на сегодня тренд, мода.
  • Облачные разработчики могут возразить, что не заставляют всех переходить на свое решение. Но это лукавство, т.к. насильственное внедрение единого решения делают региональные власти. Даже в Москве, позволившей школам самостоятельно выбирать электронные журналы, было навязано весьма неуклюжее решение по интеграции данных в единый журнал производства Дневник.
  • При массовых показателях скорости доступа из школы в сеть Интернет менее 1 Мб/с, школа не сможет отказаться от ведения бумажных журналов и будет вынуждена вести оба. Я считаю такой результат предельно вредным для развития ИТ.

Лучшее ли решение Дневник среди других аналогичных продуктов, пусть каждый судит сам. Если бы не чиновник решал, а сами школы, тогда можно было бы судить об успешности по реальной доле рынка.

Развернутые критические замечания по модным решениям построения информационной образовательной среды (ИОС) и мое видение, как следует это делать, доступно в сети.

22 февр. 2013 г.

Единая и неделимая образовательная среда


Заметки навеяны описанием Международного форума «Электронная образовательная среда: технологии, концепции, ресурсы, услуги».
(PS. Сам форум сначала перенесли с лета на осень, а потом и вовсе отменили)

(использована уменьшенная фотография челябинского метеорита со страницы автора)

Впечатлила типовая фраза «планируется выстроить модель взаимодействия представителей государственной власти – органов управления образованием, образовательных учреждений, разработчиков образовательных ресурсов и услуг, а также работодателей в едином пространстве – электронной образовательной среде».

Я обычно человек спокойный, но два словосочетания – «оценка качества образования» и «единая образовательная среда» (в любых и многочисленных вариациях) – превращают меня в челябинский метеорит. Правда, он стекла сумел побить в 100-км округе и пару заводов частично обвалить, а я только мелкую рябь по сети пускаю.

С определениями сейчас туго – каждый называет, что хочет, как может. Разных вариаций на эту тему много. Я не знаю, что такое «электронная образовательная среда» – она же «единое пространство», в котором живут «все, все, все», указанные через запятую. Я воспользуюсь термином, который не многим лучше, зато упомянут в законе и ФГОСах – информационная образовательная среда – ИОС. По мере приобретения ИОС статуса неотъемлемой части образовательной инфраструктуры, требования к ней становятся все более значимыми и критичными.

Попутно о «единой платформе» и прочих красивых словах, которые подразумевают множественное толкование. Закон Мерфи гласит: «Если неприятность может случиться, она случится». Если термин подразумевает несколько толкований, то регулярно придется сталкиваться именно с тем из них, которое никак не должно применяться. Обращаю внимание на неоднозначность понимания как отдельного слова «единая», так и в сочетании со словом «платформа». Что именно едино? Что понимать под платформой?

В свете общеуправленческих трендов все заорганизовывать, «единство» обычно означает «в едином строю» – в единой форме в едином ритме по единой команде делать одно и то же одними и теми же инструментами.

Такой подход неприемлем для настоящего ИТ-шника потому, что ИТ – самое гибкое из всего, что в области технологий придумал человек. Любую задачу можно решить несколькими способами в рамках разных подходов, каждый из которых обладает своими достоинствами и недостатками. А поскольку этого всего много – задач и способов их решения,– даже грамотный ИТ-шник не может с уверенностью ориентироваться во всем. Что же говорить о чиновнике, которому все чаще приходится отчитываться за внедрение ИТ?

ИТ становится необходимым атрибутом, а способ его внедрения оставляет желать заметно лучшего. Дьявол таится даже в терминологии, которая, на первый взгляд, ничего страшного не несет. Однако, можно уже говорить об устоявшихся и, на мой взгляд, негативных тенденциях в ее реализации. Причины подобной практики могут лежать в двух направлениях: недостаточная компетентность, которую становится стыдно признавать, и личная заинтересованность. Полагаю, одно накладывается на другое.

Как это ни грустно, чиновник от ИТ хочет получить массу недостижимых ранее функций, а разобраться и внятно определить, что же ему на самом деле нужно, не готов. В результате, вместо облегчения проблем ИТ используют для облегчения чиновного надзора за проблемами – с соответствующими выводами и новыми административными процедурами, естественно. Зато полет фантазии чиновника по мониторингу всего подряд все еще остается недооцененным и ждет своего великого художника.

Мой текст для тех, кто не преследует корыстных интересов, а недостаточно разбирается в ИТ-особенностях.

Естественная реакция неуверенного в своих познаниях человека – найти максимально простое решение. Большинство предложений ориентировано именно на этот мотив и я хочу разъяснить риски наиболее популярных из них.

  1. Трактовка понятия «единая» под углом зрения логистики: единообразие/разнообразие

    «Единый софт» или «единые данные»

    (наиболее актуально для выбора стратегии на уровне региона)

    Логика чиновника ясна: чтобы отчитаться и не бояться за последствия, нужно все сделать понадежнее. Все эти разнообразия, когда не поймешь, кого слушать, надо пресечь и решительно выбрать один вариант, причем, желательно, на все случаи жизни– одну на всех «единую информационную систему».

    Опора так понимаемого единства – как единоообразия – в том, что большинство не только спокойно относится к нему, но и хочет его: это снижает требования к самостоятельности их собственных решений и облегчает груз ответственности за них. Однако есть более активные школы и специалисты, которые всегда идут своим путем и именно они определяют развитие. Насаждаемое единообразие выдавливает энтузиастов из системы и обрекает ее на стагнацию, а преимущества ИТ сводятся «на нет».

    Вместо облегчения, которое ИТ могло бы нести (и несло тем, кто сам осваивал ИТ до всех централизованных решений), мы создаем всем дополнительные трудности. В том числе чиновнику, которые он, сам создав, должен долго преодолевать путем административного давления. Со временем все, конечно, притирается, но какой ценой?

    Единое – как одно для всех – решение позволяет:

    • разработчику доить бюджетные ресурсы (с минимальными издержками в борьбе за доступ к чиновному креслу),
    • чиновнику спокойно отчитываться перед своим начальством,
    • государству считать, что свои социальные функции оно честно выполнило, и искренне недоумевать, чем недовольны граждане.

    А граждане недовольны банальной халтурой, поскольку намного лучше чиновника знают, что можно сделать с ИТ и что было сделано реально, т.к. сами с этим работают. И то, что для чиновника является неизбежным злом, считают разбазариванием своих честно уплаченных налогов.

    Можно ли идти другим путем?

    С позиции ИТ-шника, радеющего за эффективное использование и развитие ИТ, «единство» должно пониматься только с позиции «информационного единства», когда разные информационные системы могут безболезненно обмениваться данными с помощью единого протокола обмена данными. Это дает возможность забыть о разных информационных системах, т.к. любой разработчик постарается обеспечить способность своего продукта обмениваться данными с внешними системами по утвержденному протоколу.

    Таким образом, мы одним ударом решаем 2 проблемы:

    • обеспечиваем свободу выбора информационных систем (и забываем о «единой платформе» как программном продукте);
    • обеспечиваем информационное взаимодействие сверху до низу (и именно это понимаем под «единой платформой», если она нам нужна).

    Против такого решения сформировавшаяся «пищевая цепочка»:

    • Во-первых, те производители, которые наладили мосты в чиновные кабинеты и имеют возможность оттеснить конкурентов с помощью административного ресурса.
    • Во-вторых, чиновники, которым проще (а иногда и лично выгоднее) обеспечить «победу» нужному производителю, чтобы держать его «на крючке», заставляя, в случае необходимости, оперативно что-то подкручивать и подвинчивать по мере появления разных «хотелок»: как своих, так и сверху. За это можно закрыть глаза на недоработки, воевать с которыми приходится низовым исполнителям,– ведь, не бывает идеальных программных продуктов. (Кстати, кто у кого «на крючке»,– это еще большой вопрос?!)
  2. Как реализовать «информационное единство», за которое я ратую?

    Важнейшее условие – информационное единство требует четкого понимания, кто чем и зачем должен обмениваться: какая информация и между кем должна перемещаться, избегая избыточности в расчете на «вдруг».

    Этапы построения информационного единства:

    • Первоечеткое определение состава и источников данных. Не нужно опасаться ошибок – в жизни, особенно с применением ИТ, все быстро меняется. Хотя, конечно, это не «что изволите», а осмысленная процедура согласования изменений, занимающая некоторое время. Зато и основные работники не должны будут удовлетворять фантазии руководства в режиме Фигаро. Но формализация требований к необходимым для сбора данным – это профильная интеллектуальная нагрузка на чиновника, поэтому ждать от него апплодисментов не стоит.
    • Второе – профессиональное согласование технической спецификации протоколов обмена данными. Спецификация (подробное описание) позволит разным вендорам разработать утвержденные протоколы в своих продуктах. Обсуждение с обязательным участием разработчиков нужно организовать в соответствующих ведомствах. Коли мы отталкиваемся от задач образования, инициировать этот процесс должно Минобрнауки РФ, а потом утвердить и открыто опубликовать итоговый документ.
    • Третье – тестовая платформа для отладки работы утвержденных протоколов в процессе разработки (на площадке одного из разработчиков или по иной согласованной с ними процедуре).

    Дальше все сделает рынок. Если жить в логике информационного единства, комиссия по стандартам на такие протоколы должна работать постоянно, т.к. и протоколы со временем обновляются, и задачи обмена новые появляются.

    Хочу обратить внимание тех, кого смутило умное словосочетание «протокол обмена данными», что всю умность здесь сделают профессиональные ИТ-шники, если им правильно поставить задачу. Для этого достаточно сообщить, что именно откуда и куда должно передаваться (первый этап), понимая принцип: те программы, которые поддерживают этот протокол, могут обмениваться информацией друг с другом, понятия не имея друг о друге. Если задача поставлена здраво, а не по принципу «все подряд», результат будет достижим в разумные сроки и при небольших издержках.

  3. Отчет для человека или для компьютера?

    Есть особенность ИТ-отчетов, которая может показаться неИТ-шникам неочевидной. В нашей административной культуре всевозможные отчеты воспринимаются как красиво оформленные тексты и таблицы, где, подчас, ужасно важно, какая закорючка в каком углу стоит и какого цвета ручкой она сделана. Т.е. они делаются для просмотра человеком.

    В мире ИТ совершенно разные внешнее и внутреннее представления информации. Это позволяет при грамотном проектировании ИТ-отчетов думать не о внешнем представлении, а о машинно-читаемом: важно максимально быстро и надежно передать данные от одной системы другой, а внешний вид получившая данные система потом может представить самыми разными способами, никак не затрагивая тех, кто эти данные передал. При этом резко снижается потребность в человеческом вмешательстве по выбиванию своевременных и правильных отчетов. Машинно-читаемый отчет – пример одного из применений описанных выше протоколов обмена данными.

  4. Есть ли реальный опыт применения протоколов обмена данными и машинно-читаемых отчетов?

    Будете смеяться, но в США и в Англии (думаю, не только там) школьные системы передают данные в стандартном машинно-читаемом формате уже лет 15. Школы используют самые разные информационные системы (они обобщенно называются SIS – school information system), но все они отправляют данные в их местные органы управления, причем школы понятия не имеют, в каком виде. Зато каждая SIS имеет свои средства анализа, которыми школа пользуется исключительно для своих управленческих задач. И эти аналитические возможности являются одним из конкурентных преимуществ продукта. А кому какие возможности анализа нужны, решает не территориальный орган управления, а сама школа.

    Протокол, который они используют, открыто описан в сети. Он весьма простенький и не отвечает современным требованиям – нам стоило бы разработать более содержательный вариант, лучше отвечающий современным требованиям, в том числе в части законодательства о персональных данных. Но это не проблема – важно иметь четкое описание состава и источников данных.

    Есть и наш пример – пресловутая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), создаваемая в рамках работы по переводу госуслуг в электронный вид.

    Для школьных электронных журналов тоже есть некоторые решения:

    • Есть наработки в Псковской области – там создают свою региональную систему.
    • Есть неуклюжее решение в Москве.
    • Прототип такого подхода подготовлен в рамках СПО-разработки РУЖЭЛЬ и доложен на конференции разработчиков летом 2012 года.

    Но пока под единством чаще понимают единообразие, с которым я пытаюсь бороться.

  5. Важно предостеречь от ошибок, уже совершенных на пути создания протоколов обмена данными.

    В Москве провели работу по согласованию протокола обмена данными между различными электронными журналами и ведомственной системой, запущенной на базе одного из продуктов. Но там пошли не по пути системного сбора данных: от «что надо» к «как передать»,– а путем прямой конвертации всех данных об успеваемости из разных журналов, используемых в школах Москвы, в один – ведомственный. Ведомственный вариант журнала не предусматривал изначально такого режима работы и возложение на него функции интеграции вынудило построить неуклюжее и громоздкое решение. На это наложился неудачный и непродуманный регламент реализации госуслуги информирования родителей.

    По мнению многих участвующих в этой работе коллег, несистемный авторитарный подход, принятый в данном решении ДИТ при непонятной позиции ДОМ, вряд ли будет работоспособен. Попутно там возникает масса нормативных проблем, которые тоже приходится подминать ради отчета о выполнении задания.

  6. Трактовка понятия «единая» под углом зрения комплектации: монолит/ассорти

    «Единая информационная система» или «единая функциональность».

    (наиболее актуально для выбора стратегии на уровне одного учреждения)

    Логика руководителя, далекого от ИТ, понятна: незачем распылять ресурсы – нужно выбрать лучшую на рынке систему, которая бы решила все наши проблемы. Когда возникнут вопросы и затруднения, достаточно обратиться к одному поставщику.

    • ИТ-шник, которому все это нужно поддерживать, может такое решение поддержать: больше систем – больше головной боли.
    • ИТ-шник, который продает, ... даже объяснять не нужно – его мотив понятен.
    • ИТ-шник, который отвечает за свои экспертные рекомендации, будет пространен в рассуждениях, т.к. вариантов очень много и у каждого свои достоинства/недостатки.

    Ожидающий простых решений руководитель к мнению эксперта может и не прислушаться. А зря! Предлагаю до общения с экспертом воспринять мои резоны, чтобы спектр вариантов выбора не замутил взгляд жаждушего получить простой ответ.

    Не существует ни одной универсальной системы, которая бы все свои функции исполняла лучше специально заточенных под эти задачи. Ее преимущество только в том, что она имеет широкий охват и при этом единое обслуживание. Она хороша тогда, когда у вас нет специфических задач и когда обслуживание вас устраивает. Если обслуживание «не ах» и/ли ваши потребности на грани возможностей системы, стоит подумать либо о другой универсальной системе, либо о нескольких целевых, которые лучше отражают ваши потребности.

    ИТ бурно развиваются, поэтому практически невозможно предсказать, что будет завтра в свете ИТ ни с вами, ни с поставщиком универсальной системы.

    • Может измениться позиционирование на рынке и вполне вероятна ситуация, когда либо у вас возникают иные ИТ-потребности, либо поставщик решения оказался в стороне от ваших потребностей. При наличии букета целевых технологий маневр совершается легче.
    • Большой продукт сразу освоить невозможно, значит, вы оплатили то, чем не пользуетесь, а к моменту освоения все может поменяться и нужно будет платить снова.
    • Если же вы все освоили, то перейти на другую систему, которая лучше подойдет вашим новым потребностям, вам не удастся уже по причинам немыслимых издержек на переучивание персонала.

    Однако из этого не следует, что за букет целевых технологий не нужно платить – нужно: получая лучшие ИТ-решения и возможность сравнительно легко их менять по мере изменений на рынке или в вашем бизнесе, нужно обеспечить их взаимодействие друг с другом. Это означает необходимость грамотной ИТ-поддержки, что непростой и недешевый ресурс. Зато часть продуктов из букета может быть в ранге свободного программного обеспечения или открытых облачных решений.

  7. Все ли решают «облака»?

    Последнее время много разговоров о том, что больше не нужны привычные сервера и собственная ИТ-служба – все живет в «облаках» под чутким надзором профи.

    Прежде всего, не стоит ждать магии от слова «облака» – это образное название сервисов, которые развернуты не в локальной сети заказчика, а в сети владельца сервиса. Это банальный сервер (или группа серверов), который стоит где-то в Интернете. Просто, вам не обязательно знать, где именно. Он мощный и под приглядом специалистов – в этом его плюс. Но он доступен только до тех пор, пока у вас все замечательно с каналом в Интернет, а у них – с техническим и кадровым обеспечением. Это не всегда можно гарантировать.

    Поэтому стоит взвешивать риски каждого используемого у вас сервиса на случай его сбоя. То, что не очень критично иметь в доступе в любой момент, правильно размещать в «облаках». То, что требует оперативного доступа, лучше иметь в локальной сети.
    Попробуйте взвесить применимость Интернет-сервисов, когда во многих школах России канал доступа ниже 1 Мб/с. Для сравнения, в школах Англии каналы от 100 Мб/с до 1Гб/с, а локальные сервера тоже используются.

    Я рекомендую не поддаваться на красивую рекламу, а взвешивать риски и строить смешанную архитектуру сети, в которой есть место и локальным сервисам, и «облачным», в зависимости от задач и качеств канала.

Подводя итог

Хотелось бы еще раз предостеречь от «простых» решений – они по последствиям могут оказаться сложнее «сложных» (на первый взгляд!): неуклюжий подход к реализации единых информационных систем может не облегчить, а усложнить решаемые задачи, которые делаются не столько для решения самих задач, сколько для соблюдения указаний свыше.

Ссылка на презентацию с голосовым сопровождением по построению ИОС

21 февр. 2013 г.

Подборка ссылок для тестирования на занятиях

(обновлено 02.11.2014)

Коллекции с разными тестами (quiz, poll) для мобильных устройств:

Особо хочу обратить внимание на сервис Forms в составе мощного комплекта корпоративных ресурсов для образования GoogleApps. В качестве дополнения к нему для целей тестирования среди приведенных ссылок есть http://www.flubaroo.com/

Типичная ситуация для многих программ– тестируемым не нужно регистрироваться на сервисе, но они должны получить код теста, который в разных вариантах может называться по разному. Публично разослать код, чтобы не списывать его с доски/экрана вручную, можно по адресу списка традиционной почтовой рассылки, предварительно создав их для каждой учебной группы (класса).

Можно использовать для широковещательной рассылки кода iOS-приложения типа Chirp или FireChat– тем, кто в одной сети. Оно должно быть запущено у всех желающих получить информацию. Обычно оно используется не только и не столько для текста, сколько для локального обмена фото и видео с присутствующими.

Планшетные решения

Локальные решения без внешнего сервиса разработки теста:

  • eClicker использует отдельно бесплатный клиент для обучающихся Audience и отдельно за $15 для педагога Presenter (версии для мобильного устройства и для Мак– при работе с Мака контролирует до 128 тестируемых, с iPad до 64, с iPhone/iPod до 32); тесты могут проходить в синхронном и асинхронном режимах, вопросы могут включать картинку; поддерживает выбор одного или нескольких из списка, да/нет; тестами можно делиться, результаты обрабатывать в эл. таблицах отдельно
  • iResponse использует для учителя компьютер Мак или PC (Utility), а студенты работают на мобильных iOS-устройствах (app); есть более простая версия и Pro; Pro позволяет закончить работу дома и выгрузить результат при восстановлении связи с учительским компьютером; поддерживаются множественные выборы, да/нет, свободный текст ответа (последнее обновление блога в 2012, мобильное приложение не находится в AppStore)

Решения, основанные на облачных сервисах

Для тех тестов, которые проводятся в браузере, приложение для планшета делается стандартным вариантом сохранения его из браузера на рабочий стол.

  • http://www.socrative.com/ – бесплатный сервис: тесты создаются в облаке и проводятся на разных устройствах (iOS, Android, Google Chrome), дополнительно можно получить ответы на вопросы, заданные очно без сохранения заранее на сайте в логике поддерживаемых 3-х видов: один или несколько из многих, да/нет, короткий ответ; можно разбить отвечающих на команды и наблюдать на экране "скачки ракет"; результат можно в разных видах сохранить у себя
  • http://www.nearpod.com/ – контролируемая преподавателем презентация с включенными в нее тестами; есть для разных мобильных платформ; требует размещения на сайте
  • http://www.infuselearning.com/ – бесплатный облачный сервис с богатыми возможностями вопросов и ответов, но не поддерживает кириллицу; используется без специального клиентского приложения; его сравнивают с Socrative; есть курс по работе с ним на iTunesU
  • http://www.polleverywhere.com/ – сервис опросов на любом устройстве, поддерживающем браузер, результаты попадают в специальное приложение (вариант iOS); есть разные тарифные планы от бесплатного до $1500/месяц
  • http://yacapaca.com/ – до 250 тестов в месяц может использоваться бесплатно, много готовых тестов, нужен браузер; встроен журнал и родителям могут отсылаться результаты
  • http://www.proprofs.com/quiz-school// – тарифы от $20 до $200/месяц с возможностью продажи своих тестов; работает в браузере и поддерживает разные варианты тестов: да/нет, заполнение поля разной длины, множественный и одиночный выбор, математические формулы, картинки, видео...
  • https://getkahoot.com/ – бесплатный сервис в игровой форме: тест выводится с компьютера на проектор в полном виде, а детям на любые мобильные устройства только выбираемые признаки ответа и результат; можно иллюстрировать вопрос крупной картинкой или видео из youtube; ответы в формате один или несколько из многих (количество любое); отдельных приложений нет– все выполняется в браузере
  • mQlicker– многоплатформенный сервис на основе браузера, возможно распространение ссылки на тест с помощью QR-кода
  • Quizlet – сервис для обучения на основе карточек (flashcard), размещенных разными преподавателями на сайте; предусмотрена возможность перехода на версию Teacher с арендной платой $25/год; есть сторонний редактор для создания тестов на нем

Приложения для индивидуальных опросов показались полезными для ситуации, когда планшет есть только у учителя и/или для самостоятельной работы. Есть опыт отправки учителю слепка экрана с результатом прохождения теста.

  • http://www.tinytap.it/ – красочное приложение (iOS, GooglePlay) с музыкальным сопровождением и голосовыми реакциями, особенно уместное для младших школьников; правильный ответ один из нескольких, определяется касанием по заданной части экрана; кроме тестов, можно делать звуковые карты (звуковая реакция на касание объекта) и читалка страницы вслух; в разработке сборка результатов по авторизации учеников (если нет желания вынуждать учеников вводить свои имя/пароль, нужно учителю зарегистрировать дополнительный и дать ученикам)
  • Викторина Творца (Quiz Maker) – приложение для построения разных видов тестов; использовать без оплаты за проф-версию ($5) невозможно, локализация машинным переводом; отправка теста через загрузку на сайт без обратной связи
  • Quiz Maker – простое iOS-приложение с возможностью включения в вопрос картинки и звука: на каждый вопрос предполагается 3 ответа, из которых 1 правильный; в бесплатной версии до 4-х вопросов на один тест, рассылка тестов по почте без обратной связи; за $2 можно получить полную версию– без ограничения числа вопросов и с возможностью сохранения в iCloud
  • Polldaddy – позиционируется как iOS-инструмент социолога в полевых условиях, где может не быть связи, но не обновлялся с 2012

Разные ссылки:

8 февр. 2013 г.

«Детки в клетке» или ФИБ-2013

Форум безопасного Интернета прошел в РИА Новости 7 февраля 2013 года. Беглые заметки, которые я делал по ходу выступлений, выложил в комментариях без правки.
Главное ощущение, что нас старательно убеждали в отсутствии цензуры и необходимости обезопасить Интернет от запредельной грязи, которая там живет. Я даже верю, что занимающиеся этим люди искренни в своих намерениях, но те решения, которые они реализуют, у меня вызывают, мягко говоря, недоумение.
В реальной жизни преступников ловят и заключают в клетку. Нормальные люди свободно перемещаются, хотя могут столкнуться с преступником, которого еще не поймали или который убежал.
В Интернете, почему-то, предлагают обратную схему: чтобы преступник не напал, заключить в клетку — «белый список» — нормальных людей. И уже началась гонка среди создателей таких клеток.
Меня такая логика категорически не устраивает. Я готов согласиться с белым списком для маленьких детей. Если говорить о школе, то он удобнее в ряде случаев, чтобы снизить время блужданий по сети при выполнении определенных заданий — и тогда этот список должен быть весьма узким, причем, подготовить его может только сам учитель, дающий задание.
Огорчил меня ответ Мизулиной, который я ей задал на выходе с пленарного заседания. Я поинтересовался, как случилось, что ответственность за фильтрацию трафика перешла от провайдера на школы? Она с возмушением отвергла это утверждение. Мои уточнения на статью 14 не помогли. Она не знает об этом! Единственно, предложила написать обращение в комите Госдумы, чтобы они могли это рассмотреть.
Наиболее интересными на Форуме показались мне экспертные оценки новых угроз и их тренды: вредоносы так быстро меняются, что долгосрочная рекомендация может быть только одна — нужно понимать этот риск и не поддаваться на разводки, т.к. эти ребята очень активно используют достижения социальной инженерии и ловко подделываются под добропорядочные ресурсы. Даже на приличных сайтах могут оказаться ссылки от партнеров, ведущие на опасные сайты. Вредоносов интересуют, прежде всего, наиболее посещаемые сайты и адресные ресурсы. Спама стало заметно меньше, зато он заметно более адресный.
Несмотря на увещевания, что все ограничено только наркотой, педофилией и суицидом, уже собираются расширять список пропагандой гейства. Так что, опасения, что было бы начало, а продолжение не заставит себя ждать, вполне оправдывается.
На детской секции было все довольно ожидаемо и скучновато. Любопытные цифры по изучению различных параметров работы детей в сети. Но самое большое исследование пока не озвучено – ожидается презентация в марте. Самым интересным для меня было выступление 9-классника, создавшего свой сайт по безопасной работе в сети, ориентированный на подростков: оказалось, что между программами для маленьких и профессиональными ресурсами, существует дыра.
Особо хочу остановиться на позиции Михаила Леонтьева, с мнением которого обычно мне сложно согласиться. На сей раз он высказал именно то, о чем я сам давно думал.
Интернет помешан на анонимности. Тем не менее, это общественное место, в котором вполне справедливо было бы иметь соответствующую ответственность за поведение в общественных местах. С другой стороны, полный отказ от анонимности, о чем ратует Леонтьев, лишает сеть возможности обмена мнениями на скользкие темы.
Я думаю, решение посредине, что позволило бы иметь более гибкие подходы к фильтрации.
Ряд сайтов могли бы принять внутренние требования по достоверной авторизации, что позволило бы им обозначить это в метатегах сайта. Аналогично, можно было бы некоторым сайтам ввести внутренние правила по возрастной градации. Это позволило бы фильтровать не по адресам, а по метатегам.
Это не полное решение, а только идея, т.к. возникают вопросы с достоверностью, но она полностью сочетается с декларированным на Форуме призывом к саморегулированию сети и одновременно позволяет раскрыть клетку.

4 февр. 2013 г.

BETT 2013 и сопутствующее

Первый раз мне посчастливилось побывать на BETT в 2011 году. В рамках той поездки, кроме собственно посещения выставки, был день визитов в местные школы. Именно от них осталось самое сильное впечатление. Остальное время полностью поглотила выставка. Более того, осталось впечатление, что освоил далеко не все, но больше не смог бы воспринять. Знакомство с Лондоном и его музеями оставалось на вечер, поэтому много интересных мест, посещением которых делились коллеги, мне посмотреть не удалось.

На следующий год поездка не сложилась, хотя желание повторить было. На сей раз желание удалось реализовать.

Настойчивые просьбы в адрес Apple организовать знакомство группы тренеров APD с выставкой и местными школами, успешно применяющими технологии Apple, сначала не получили поддержки. Поэтому решил договориться о присоединении к группе Intel «Образование для будущего», с которыми давно и продуктивно взаимодействую. Большое спасибо Татьяне Пирог, которая великодушно согласилась меня присоединить. Я знал, что они обязательно постараются посетить местные школы. Да, и веселее в группе. Я уже сдал документы на оформление — и тут проявилась Apple: пригласили тренеров принять участие в поездке по программе ознакомления региональных руководителей образования с новыми технологиями (потом «Известия» в процессе реализации программы решили ее оскандалить). Пришлось переориентироваться. Надеюсь, Татьяна и коллеги из группы Intel не в обиде. Жаль, не удалось встретиться, хотя я был уверен, что не пересечься невозможно: в прошлый приезд кого только не встретил?

Наша программа началась за несколько дней до начала выставки, чтобы посетить пару школ и мероприятия Apple.




Школа Honeywood расположена в сельской местности на северо-востоке Лондона. Она встретила нас огромным футбольным полем, которому позавидовали бы многие директора и не только сельских школ. По полю бегала с мячом толпа мальчишек. В школе несколько зданий и несколько двориков с площадками. Учатся в ней ребята среднего звена. Здание старое, похожее на многие школы.

Сначала директор изложил нам историю школы, а потом ребята провели короткую экскурсию с посещением уроков.

К 2000 году школа была на грани закрытия. Директор пришел в нее в 2002 году. Работа велась по классической модели «доска-парты-опрос». Себя директор позиционировал как человека, который не был успешен в школе и хочет исключить такой сюжет для своих учеников. С его приходом акцент стали делать на широком внедрении проектных задач, переориентации этапов восприятия информации на самостоятельное изучение, а в общении с учителем — выяснение проблем, решение задач, тестов. Вектор внимания — создание условий для обучения, а не наполнение знаниями. Модель «перевёрнутый класс».

Для реализации модели начали привлекать ИТ. На этом пути самым эффективным инструментом оказались сначала Маки, потом iPod, iPad. AppleID для планшетов распределяются школой. Приобретенные школой и бесплатные приложения дети могут устанавливать самостоятельно. Если родители хотят, они могут со своего личного AppleID приобрести и поставить приложение. В любой момент гаджеты могут собрать и проверить их содержимое. За несколько лет работы ничего сомнительного не находили.

На вопрос «почему не Андроид?», директор ответил, что так сложилось исторически – раньше появились.
Несмотря на то, что они стараются максимально использовать бесплатные облачные сервисы, свой сервер в школе тоже есть. И это при том, что скорость канала Интернет нас повергла в шок: 100 Мб/с и планируют расширить до 1 Гб/с!!!

Посещение уроков было очень поверхностным, поэтому судить о чем-то сложно, кроме общей обстановки (что совсем немало!).

Планшеты у всех. Ради нас или это в порядке вещей, но все ученики в процессе урока их использовали. Парты в классах группируются по 4 в конфигурации для совместной работы. Интересно наблюдать процесс включения в групповое задание, особенно, когда его дали на 1 минуту. Сначала такое впечатление, что они просто пережидают. Потом кто-то первый из группы начинает что-то делать. Другие или смотрят по сторонам, или трепятся о чем-то постороннем. Но постепенно все группы что-то делают и что-то результирующее выдают. На занятии типа «окружающего мира» им показали презенташку с молекулярной структурой тела. И тут мне удалось блеснуть тренерской эрудицией: показал ассистенту учителя (возможно, она не ассистент — не уверен) приложение AtomsInMotion для iPad, где это выглядит заметно более эффектно и можно менять параметры. Через мгновение у нашего пацаненка-провожатого оно было на планшете и он начал его осваивать. С ним тоже удалось немного выпендриться, показав пару неочевидных возможностей.

По ходу, обратил внимание на кабинет труда с инструментами и лабораторию с цифровыми датчиками. Они есть и при деле!

В настоящее время, доля успешно завершающих обучение в школе поднялась с 17-20%% до 65%.




Другая школа расположена на юго-востоке Лондона. Школа Bowes — это весьма успешная началка с детсадом. Ее сотрудники ведут семинары по повышению квалификации других учителей, причем свои уроки часто уже не ведут.

Самое потрясающее в этой школе, что у них нет учебного плана! Его не может быть по логике преподавания: план создается на основании пожеланий самих детей. Их спрашивают, что они хотели бы изучить, а потом ломают голову, как в эти пожелания встроить содержание, которое предусмотрено стандартами. На вопрос о трудоемкости такого планирования смеются: непросто, но интересно, а по старинке уже скучно.

Не менее интересна система оценивания. Работа – процесс и/ли результат – снимается на смартфон или планшет, к нему пишется устный комментарий учителя и ставится некий балл. Баллы доступны только учителям. Родители могут увидеть медиа протокол и комментарий. Если нужно подключить к предполагаемым проблемам родителя, учитель просит его прийти и обсудить, но баллы остаются для родителя недоступны. Т.е. ориентация исключительно на успех реализации пожеланий ребенка.

Все стены завешаны самыми разными поделками, рисунками и наглядными примерами поведения. В школе 3 сервера и активно используются облака. 100 Мб/с уже принимаем как должное. Обслуживанием ИТ занимается 2 человека. Но на них простые и расхожие задачи. Для серьезных проблем заключен договор с внешней обслуживающей организацией. Я понял, это наиболее распространенная практика.

Детский сад, размещенный по другую сторону школьной площадки и отделенный забором, поверг образовательных начальников в шок: у нас такое закрыли бы уже на пороге. Песок на полу, вода, какие-то растения... Со всем этим с упоением играют дети, изредка бросая на нас любопытные взгляды, и довольно молодые дяденьки (!) и тетеньки. Самым сложным для восприятия некоторых начальников было то, что дверь из комнаты, где играли раздетые дети, была открыта на улицу, где гуляли одетые дети. Причем, это было преднамеренно, чтобы дети могли сами решить, как поступить. Некоторые из нас не поленились потрогать воду, которой могли играть дети на улице, — она была холодная. На улице было градусов 5-7.

В общей канве, хотя это произошло в другой день, удобно вспомнить о встрече с директором нестандартной голландской школы. Они активно используют не только "перевёрнутый класс", но и автоматизированную систему обучения с использованием технологии искусственного интеллекта. Это позволяет оптимизировать индивидуальные образовательные траектории и одновременно проводить валидную оценку достигнутых компетенций. Их каналы в Интернет показались нам и вовсе издевательством – 4 Гб/с на 1,5 тыс. учеников. У нас такой объем информации за час – очень приличная скорость.

Посещение ESSA Academy было предусмотрено в программе на последний день, но я уже был там во время другой поездки по линии Apple, поэтому в этот день как раз посетил BETT. ESSA Academy тоже когда-то была провальной школой, но сейчас успешный выход у нее 93% и очень любопытное современное здание. Директор школы – Абдул Чохан (Abdul Chohan) – довольно ярко выступал на образовательном саммите, посещение которого было запланировано в нашей программе. Саммит шел 4 дня по примерно одинаковой программе. Наша группа разделилась на 2 дня. Мне очень понравилась мысль директора о том, что неправильно применять ИТ для совершенствования устаревших методик. К таким методикам он отнес фронтальное объяснение у доски. Его рецепт успешного образовательного процесса основан на формировании среды, в которой учиться удобно с помощью ИТ. Сам учебный процесс максимально учитывает индивидуальные возможности и потребности ученика.

Саммит ориентировал на необходимость коренных изменений в организации образовательного процесса, его индивидуализацию, доступность, эффективность, смену подходов и способов оценки. Очень способствуют этим изменениям мобильные гаджеты. Что и показывали представители различных школ и лучшие тренеры. Опять прозвучала идея об использовании медиа инструментов для протоколирования результатов и/ли процесса. Постоянно декларировалась необходимость стимулирования к творчеству, самостоятельному освоению знаний, при котором учитель не дает знания, а создает условия и стимулы для их освоения учеником.

29 января у меня высвободилось для культурной программы. В дополнение к вечерним посещениям накануне музея Шерлока Холмса (благо, он рядом с отелем) и известного мюзикла «Фантом оперы», наконец, побродил по Тауэру, Британскому национальному музею и по галлерее искусства. Недалеко от отеля посмотрел небольшой музей с коллекцией Уолосса картин и скульптур 15-18 веков. По пути взглянул на довольно странную экспозицию в Королевской Академии искусств.

Тот день, когда почти вся наша группа пошла на выставку, я с еще тремя тренерами из нашей группы пошел в офис Apple на семинар, посвященный инструментам для работы пользователей со специальными нуждами. Семинар получился любопытный, хотя описанные возможности в обычной жизни редко нужны и самостоятельно в них разбираться обычно некогда. Заодно удалось пожаловаться на плохое распознавание русского текста по сравнению с другими конкурентами. Поскольку семинар вела дама из Купертино, тесно связанная с этими разработками, есть надежда на улучшение. Мероприятие было в середине дня, что делало малоосмысленным посещение BETT как до, так и после. Время вынужденного простоя я посветил своей оценке статьи в «Известях».

Итак, последний день программы я посвятил BETT. Выставка переехала на другой край Лондона в район City. Огромный корпус. Неожиданно для меня, вся выставка уместилась в одном помещении. Прошлый вариант оставил впечатление необходимости обходить много помещений. Выставка стала меньше или новое помещение такое огромное? Трудно сказать. Возможно, и то, и другое. На прошлой выставке на каждом втором стенде кичились новыми разработками для iPad. Теперь это уже общее место: планшеты лежат почти на всех стендах и только разработчики приложений афишируют себя через планшеты. Все так же много разных систем автоматизации задач управления школой и образовательного процесса. Многие из них ориентированы на популярные местные системы. Некоторые готовы адаптировать их под другие системы. Ищу системы, которые поддерживают медиа оценивание, которое так пропагандировали в школе и на саммите. С трудом нахожу одну. Еще про одну сообщили в школе Bowes, но на выставке их не видел (не нашел?).

Много стендов технарей, предлагающих свои услуги школам, практически все из них выносят в рекламу известную уже аббревиатуру BYOD. Из них меня заинтересовали строители WiFi сетей для школ. Много самых разных способов их построения. Поскольку это становится предельно актуальным, надо следить за динамикой их развития.

Порадовало большое количество стендов с комплектами для изучения естественных наук и технологии. Буду рад, если культура естественнонаучного образования возродится через цифру, т.к. традиционный школьный подход больше похож на религиозную веру, чем на изучение естественных наук. Да, и современной наукой назвать то, что изучается в школе, совесть не позволяет.

Если говорить об общем впечатлении от выставки, оно заметно менее яркое, чем в прошлый раз. Как минимум, там я бродил несколько дней и не осталось ощущения, что просмотрел все. Сейчас потратил один день и потребности ходить больше не было. Возможно, что-то упустил, но вряд ли многое.

Если говорить об общем впечатлении о поездке, то я очень доволен. Прежде всего, общению со школами. Очень хорошим дополнением стало общение на саммите и на выставке, т.к. это помогло снять начавший возникать комплекс неполноценности.

Да, мы отстаем в развитии принципиально новой системы образования, ориентированной на индивидуальные образовательные траектории на основе личной мотивации ученика и ориентированного на мотивированное обучение учителя. Концептуально и нормативно отстаем. Но не очень сильно, потому что основная масса школ и учителей еще не перестроились. Еще сильна в Англии традиционная школа со стандартами и жесткой проверкой инспекторов. В подтверждение близости типичных английских школ нашим реалиям можно привести плакат местного профсоюза. Тем не менее, у них есть возможность создавать нестандартные образовательные модели.

Но нам важно понять, что скорость развития обновленной на принципах личной мотивации системы образования, ориентированной на индивидуальные образовательные траектории, несопоставимо выше реакции от обычных управляемыми улучшений. Когда и если зарубежные школы массово перейдут на нее, нам уже вряд ли удастся их догнать. Останется слушать причитания типа «это все временно, когда они спохватятся, будет поздно». Я думаю, поздно будет нам.