16 сент. 2012 г.

Коррекция неправильной госуслуги ЭЖ/ЭД

Логически завершая критику неудачно сформулированной с устаревшим описанием методической рекомендации МЭР по реализации государственной (муниципальной) услуги «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости», предлагаю свою трактовку правильной рекомендации.
  1. Необходимо дополнить список нормативных документов письмом Минобрнауки от 15.02.2012 №АП-147/07 и убрать утверждение об отсутствии нормативных документов по электронным журналам и дневникам.
  2. Согласно письму, работа с электронным дневником (ЭД) ведется в рамках регламентов по данной государственной услуге на основе информации из электронного журнала (ЭЖ). Таким образом, связка журнал-дневник, с одной стороны, более четко определена, а, с другой стороны, регламентируется разными документами.
  3. Название услуги некорректно, т.к. ведение ЭЖ не является услугой, а является неотъемлемой частью образовательного процесса. Услуга предоставления информации о текущей успеваемости в электронном виде и является ЭД, т.к. никаких специальных действий по его ведению предпринимать не нужно. ЭД - это выборка информации из ЭЖ в отношении одного ученика под углом зрения его интересов. Я бы назвал эту услугу - «Доступ к электронному дневнику учащегося».
  4. Способ представления информации в ЭД может быть различным и зависит, согласно закону «Об образовании», от выбора образовательного учреждения. Таким образом, содержание и форма представления информации в рамках госуслуги ЭД не могут быть единообразными.
  5. Аналогично тому, как в личном кабинете на Портале госуслуг осуществляется запись к врачу, а не прием и не ведение медицинской карты, в отношении образовательного учреждения было бы логично реализовывать аналогичные подходы, а не пытаться строить любой ценой унифицированное представление того, что не может быть унифицированным. В зависимости от используемой в образовательном учреждении информационной системы, следовало бы осуществлять:
    • регистрацию для прямого доступа к информации ЭД
    • подписку на регулярное получение информации ЭД по указанному в заявке электронному адресу (почте).
  6. Информирование, согласно закону «Об образовании», должно производиться образовательным учреждением регулярно. Все существующие на рынке варианты ЭЖ в полной мере отвечают описанным в п.5 возможностям информирования и декларированным в 210-ФЗ целям. Для согласования работы различных ЭЖ с Порталом госуслуг достаточно минимальных доработок по передаче в них достоверной информации о регистрации/подписке.
  7. Функция регистрации/подписки на доступ к ЭД тесно связана с другой госуслугой - записи в образовательное учреждение. Именно при записи происходит построение взаимосвязи родителя, ученика и образовательного учреждения. Добавление к этой увязке регистрации/подписки на доступ к ЭД, на мой взгляд, является простым и логичным действием, позволяющим существенно упростить реализацию услуги, а функцию информирования родителей регулировать нормативным документом Минобрнауки. Можно рассмотреть вариант включения услуги регистрации/подписки на доступ к электронному дневнику в функционал услуги по записи в школу.
    В документах, распространенных с упомянутым письмом Минобрнауки, указана регулярность информирования (не реже 1 раза в неделю и возможность оперативного получения информации при необходимости) и требования к работе ЭЖ, что задает аналогичные требования к работе ЭД.
Указанные поправки существенно упрощают задачу реализации госуслуг и по трудозатратам, и по финансовым издержкам, и по существующей практике использования ЭЖ. Внесение таких поправок совершенно оправдано позволит считать уже внедренной данную госуслугу в заметной части образовательных учреждений, ведущих ЭЖ. Оформление подписки/регистрации на Портале госуслуг, во-первых, несложно технически, во-вторых, не слишком критично по времени, т.к. подавляющее большинство родителей делает это непосредственно в школах.
Отправить комментарий